Процесс введения второго иностранного
языка в основную школьную программу начался в 2010 году, когда министерство образования
утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО). Второй иностранный язык планировалось вводить
постепенно, пошагово. По началу, не хватало ни квалифицированных кадров, ни
методической составляющей предмета.
Многое тогда говорилось о пользе второго языка в отношении всестороннего развития ребенка. О возможностях, которые влекло за собой знание нескольких языков – это потребности, связанные с работой, и желанием дать возможность человеку нового поколения свободно попутешествовать. Это виделось большим преимуществом. Об этом говорила в том числе М. Биболетова – научный сотрудник Института стратегии развития образования.
Однако, надо признать, что при всех своих
благих начинаниях, реализация данной идеи провалилась. Ценность предмета не
пропала, но при этом в расчет не бралась сама потребность второго иностранного
языка в общеобразовательной школе. Большинство родителей не считают второй
иностранный необходимым предметом. Многие обучающиеся сталкиваются с
трудностями в изучении английского языка, что уж говорить о втором. Так же не
стоит забывать, что Россия – страна федеративная, объединившая множество
народностей и национальностей. В российской школе обучается много детей, для
которых русский язык не является родным. Выходит, что такие дети учат русский
язык вторым, к этому добавляется английский язык, который является
обязательным, и в довесок, такие ребята учат еще и второй иностранный. Итого –
4 языка, и в голове образуется полнейшее непонимание всей этой путаницы.
Место иностранного языка в системе общеобразовательной школы
В общем по России, несмотря на данные
ВЦИОМ, сообщающие нам о том, что более 63% россиян считают необходимым изучение
иностранного языка, реальные цифры радикально расходятся с этими показателями.
Доля свободно владеющих английским языком россиян составила всего 5% населения,
а немецким, и того меньше – 1%. В рейтинге EF English
(мировой рейтинг владения английским языком) Россия занимает 41-е место из 100.
Прошлый 2021 год, в связи с пандемией COVID-19, еще более усугубил ситуацию. Хотя дистанционный формат обучения и не снизил табличные цифры показателей. Но фактическое знание по предметам, особенно по иностранному языку упало заметно.
Министерство просвещения отменило
намеченное на 2022 год ЕГЭ по иностранному языку, чтобы дать возможность
выпускникам сельских школ в принципе получить аттестат.
Интерес к изучению иностранного языка
растет из года в год. Однако, отчего-то удовлетворяется он за счет частных репетиторов,
а не за партой в школе. В среднем, для ученика средней школы, репетитор
английского языка обходится 2500 в неделю (если брать 2 занятия). Каждый пятый,
по данным ВЦИОМ, так или иначе пользовался языковыми приложениями, либо посещал
очные/дистанционные курсы по изучению языка. Чуть меньше 20% обращались в
различные специализированные языковые школы, около 15% занимались индивидуально
с преподавателем.
В это же время, работая в школе, я отмечаю
полнейшую инертность детей в отношении школьной программы. До обучающихся не
доходит, что, занимаясь трижды в неделю и уделяя достаточно внимания в классе,
возможно и более чем реально выучить любой язык. Однако, часто слышишь мнение
ребят, что у них мол есть репетиторы, и школа им не нужна для сдачи экзаменов.
Эти же дети потом возвращаются раз и второй, и третий на пересдачу. Второе
популярное мнение у обучающихся обычной школы – «Мы не сдаем ЕГЭ или ОГЭ. Нам
вообще не нужен английский/немецкий языки». Родители складывают все полномочия
и ответственность на мощные плечи российской школы и круг безделья школьников
замыкается.
В настоящих условиях вижу только одну
возможность для повышения знаний и уровня владения иностранным языком – это введение
обязательных экзаменов по данному предмету. Которые сдается не только для
галочки и махнув рукой через плечо. Должна быть весомая, где-то суровая
мотивация.
При этом, сами ОГЭ и ЕГЭ в оценке языковых
компетенция обучающихся не являются корректным способов выявления уровня
владения языком. Тесты тестами, но язык – живой, полные экспрессии предмет. Его
нельзя загонять в рамки скупой грамматики, когда тесты нацелены больше на «обман»
обучающихся, нежели на некую практическую сторону применения языка.