Самоанализ
профессиональной деятельности учителя английского языка
МАОУ СОШ №31 г. Томска
Мартиросьян Ольги Владиславовны
Я, Мартиросьян Ольга Владиславовна, работаю учителем английского языка в МАОУ СОШ №31 с августа 2020. Имею высшее образование специалиста в области международных отношений, а также диплом аспирантуры по направлению «Педагогика». Окончила Томский Государственный Университет в 2009г., ИФ МО.
В 2008г стала участником программы “Work&Travel”, жила и работала в США, Пенсильвании почти четыре месяца. Посещала мастер-классы и лекции в университете города Питтсбурга для преподавателей, ведущих иностранный язык.
В 2020 году я пришла в общеобразовательную организацию, прошла курсы повышения квалификации для преподавателя иностранного (английского) языка.
Мною была выбрана следующая тема самообразования: Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к изучению иностранного языка.
В своей преподавательской деятельности за основу я взяла формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка, которая направлена на практику общения. Важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Наравне с необходимостью увеличения словарного запаса, столь же важно преодоление языкового барьера. Грамматические конструкции в теории воспринимаются слишком нудно и заученно. Обучающиеся должны понимать, как речь выглядит на практике, чтобы формировать возможность легкого общения теми словами и лексическими конструкциями, что понятны и доступны на их личном уровне владения иностранным языком.
Простого механического выполнения упражнений недостаточно, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций важным становится формирование умений работать с информацией, развития творческой личности, умеющей находить и получать информацию, способной самостоятельно ориентироваться в жизненном пространстве.
При данном подходе, сразу видно на практике, какие ошибки и пробелы имеет конкретный ученик.
Поэтому целью моей педагогической деятельности является формирование потребности в общении на английском языке посредством ситуаций реального общения за счет интеграции урочной и внеурочной деятельности, а также внедрение элементов игры в урочную деятельность.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся
Развитие навыков адекватного реагирования на высказывание собеседника
Формирование мотивации к спонтанному общению
Формирование универсальных учебных действий
Формирование интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языка и культуры
Создание комфортной образовательной среды для раскрытия способностей обучающихся
Освоение учителем новых технологий и методик преподавания
Основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, которая позволяет обучающемуся целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.
Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. «Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и выхода из зоны комфорта». Параметры коммуникативного общения реализуются в коммуникативном поведении учителя, активном поведении ученика, в предметах обсуждения, ситуации общения, использовании речевых средств.
Ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми, сказочными. Главное – все они должны соотноситься с возрастными и психологическими особенностями учащихся. Ситуации могут быть конкретными, и тогда речь учащегося является их непосредственным отражением. Для учащихся среднего и старшего звена создаются абстрактные и проблемные ситуации. Учащиеся выражают своё собственное суждение, отношение, соглашаются или опровергают мнение учителя или другого ученика, используя различные речевые клише. Поэтому обсуждение проблемы есть реальное общение на уроке. Ситуацию можно изобразить при помощи наглядных средств (ситуативных картинок, магнитной доски), которые будут отражать определённое место и время действия, сделать ее статичной или динамичной (изменить компоненты, переставить действующих лиц, добавить новых персонажей).
Импровизация и ролевая составляющая игры позволяет в наиболее простой форме освоить основополагающие элементы грамматики и базовую лексику.
Коммуникативно-деятельностный подход ставит в центр обучения иностранному языку субъектно-субъектную схему общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску.
Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.
Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися навыками разговорной речи. Это обеспечивается за счёт усвоения различных видов монологической речи, типовых диалогов и форм языкового моделирования. Здесь, на первом плане находится конкретная языковая модель. Основной единицей урока и всей стратегии обучения данной методики является акт говорения.
Преподавание английского языка в МАОУ СОШ №31 г.Томска в начальной школе ведется по УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой Rainbow English в 3х-8х классах, с 2021 года во 2, 5, 9-11 классах работаем по УМК Ваулина Ю.Е., О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс «Spotlight» (Английский в фокусе). Эти УМК рекомендованы и одобрены Министерством Образования Российской Федерации, так как эти УМК отвечают требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, среднего (полного)общего образования по иностранным языкам и ФГОС.
В работе на уроке уделяю главное внимание системной работе над учебным материалом, что подразумевает последовательность освоения, комплексность использования материалов учебника, целостность восприятия лексического и грамматического аспектов языка, всесторонность освоения разных видов речевой деятельности.
Учащиеся имеют возможность получить любую консультацию по непонятному материалу во внеурочное время, как в индивидуальной форме, так и в рамках дополнительных групповых занятий. Присутствие родителей на уроках и дополнительных занятиях очень приветствуется, так как дает возможность урегулировать систему требований и критериев оценивания, разъяснить методы и приемы работы над различным учебным материалом.
На уроках часто используется аутентичный материал в форме рифмовок, песен, сказок, диалогов и монологов носителей языка. Это позволяет не только формировать особую ситуацию общения на уроке и производить релаксирующий эффект, но и способствует формированию фонематического слуха обучающихся, совершенствованию артикуляционных навыков.
При этом на уроках в среднем и старшем звеньях уделяется большое внимание не только на процесс освоения материала, но и на способы наиболее эффективной работы с ним - как быстро выучить слова, как работать с диалогом, как описать иллюстрацию, как выполнить грамматическое задание, как работать с заданиями по тексту. Поэтому при организации деятельности на уроке большое внимание уделяю использованию ИКТ для обеспечения активизации учебной деятельности, повышения мотивации обучения, формирования информационной грамотности. Создание мультимедийных презентаций к урокам позволяет дополнить содержание используемых УМК заданиями на развития УУД, на обобщение грамматических правил, на отработку лексических навыков в игровой форме, на формирование диалогической и монологической речи.
Я так же являлась организатором участия ОО в проведении конкурса Британский бульдог 2020-2021, 2021-2022, а также ВсОШ по английскому языку.
Одним из главных направлений в своей профессиональной деятельности считаю самообразование и творческий поиск, так как считаю, что учитель иностранного языка должен всегда соответствовать современным требованиям в преподавании и идти в ногу со всеми новейшими тенденциями. В связи с этим развитие профессиональной компетенции для меня является первостепенной задачей.
В своей педагогической деятельности использую:
Применение разнообразных методов для формирования мотивации к изучению иностранного языка
Применение различных методов для формирования коммуникативной компетенции обучающихся
Активное участие учащихся в проектной деятельности
Участие учащихся в школьных, районных олимпиадах, конкурсах городского уровня и международного уровня, научно-практических конференциях
Использование различных способов активизации учебного процесса, в том числе и с использованием ИКТ